понедельник, 23 декабря 2013 г.

16 неделя проекта

Известно, что слова в тексте несут определенный смысл. Когда-то французский структуралист и семиотик Ролан Барт (1915-1980) разработал метод, получивший название «структурный анализ текста». Метод позволяет ощутить силу, спрятанную в слове, благодаря расшифровке кодов: кода Эмпирии, кода Личности, кода Знания, кода Истины и кода Символа. Барт выступал против "единственности" прочтения текста и окончательности в интерпретации его смысла. Текст, согласно его концепции, «есть род удовольствия, а чтение — нечто вроде прогулки…» Думаю, что метод Ролана Барта можно с успехом использовать на уроках литературы при анализе художественных произведений.
Поведаю о книге «Девочка-находка» через фразу: «Он дарит мне осознание себя».
Пользуясь методом Ролана Барта, попробую расшифровать смысл слов, сказанных главной героиней в самом конце книги.
«Он1 дарит мне2 осознание себя3».
«Он» - первая лексия.  «Он» - это Фрэнки, который  когда-то нашел  младенца в мусорном баке. Семнадцатилетний студент колледжа Фрэнки Смит  подрабатывал по вечерам в ресторане «Пицца Плейс» на Хай-Стрит. Увидев малышку,  юноша (ведь он привык заботиться о своих  младших братьях) не растерялся, а согрел её, спрятав под одеждой, а потом отвез в госпиталь Святой Марии.  Поистине благородный поступок! Фрэнки мечтал даже  удочерить малышку, но  разрешения не получил. И только через четырнадцать лет состоялась  встреча с девочкой-находкой.
     Вторая лексия, выбранная мной, - «дарит мне». О чем она повествует?  Фрэнки подарил жизнь девочке:  спас её от голода и холода. Первое апреля стал  самым необычным, самым удивительным днем в жизни молодого человека.  Но Эйприл, девочка-находка,   ненавидит свои дни рождения.  И вот сегодняшний день рождения тоже оказался невесёлым: Мэрион, приемная мать, подарила совсем не то, о чем мечтала  Эйприл. Возникает конфликт, из-за которого  Эйприл покидает дом приёмной матери. Она в поисках своей настоящей мамы. И находит её! Книга начинается с долгожданной встречи матери и дочери: «Мы смотрим друг на друга – и протягиваем друг к другу руки. Мы обнимаемся, крепко-крепко, будто знаем друг друга всю жизнь». Эйприл  понимает, что обстоятельства когда-то заставили  маму, тогда совсем юную девушку, пойти на отчаянный шаг.  Но благодаря  ей  Эйприл увидела свет, обрела приемную мать, настоящих друзей. Мать подарила ей жизнь!
    «Осознание себя» - третья лексия во фразе. Эйприл  кажется, что всё происходящее вокруг неё  - это не реальность, а сон. В день своего рождения девочка побывала там, где ей когда-то дали приют. Каждый её рисует по-своему. И поэтому она не знает, где в её жизни правда, а где вымысел.  «Она давно привыкла к этому ощущению».  Какое-то звено  в цепочке жизненных событий Эйприл выпало. Но какое? Это - начало её жизни, которое связано с  Фрэнки. Гуляя по городу, Эйприл  оказывается  в «том самом месте», где её когда-то нашли. На мусорном баке надпись: «Позвони мне, малышка». А ещё – номер телефона. Эйприл долго не решается набрать номер. Сомнения терзают её душу: вдруг это не мамин номер, быть может, его оставил влюбленный юноша.  Но вот набран номер, в телефонной трубке раздается… мужской голос. Это Фрэнки. Тот самый студент уже давно ищет Эйприл. Они договариваются о встрече в ресторане «Пицца Плейс» (в том самом ресторане!). Осознание себя, своего места в этом мире наступает  с приходом Фрэнки. Фрэнки – начало истории  девочки-находки.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий