вторник, 7 января 2014 г.

18 неделя проекта. Минимализм в литературе

 В преддверии Нового года  почтальон мне вручил долгожданные книги и моя книжная полка приняла новых друзей:
книгу Екатерины Мурашовой «Любить или воспитывать?» и книгу  «Ничего обойдётся» Ивана Ахметьева.
Начала с «Ничего обойдётся».
Купить в "Лабиринте"

Что удивило? Когда гуляла по сайту интернет-магазина http://read.ru/,  обратила внимание на название книги Ахметьева, современного московского поэта-минималиста.  И захотелось окунуться в мир поэзии.  Не думала, что книга так быстро найдет путь к моему дому)))  На носу праздники, интернет-магазины, почта работают с перегрузом. Но  вот подарок - долгожданная книга в руках. Во-первых, так и хочется поставить запятую в названии книги - между словами ничего, обойдётся… А она, запятая,  изначально  не задумана автором. Сразу вспомнилось сочинение на лингвистическую тему о знаках препинания.))) Столько сказано в адрес этих самых пунктограмм!
 Во-вторых, стихи Ахметьева – необычные, в моем понимании – это даже не стихи (хотя где она эта граница: стихи - не стихи?), а отдельные фразы (поток мыслей!), без точки на конце, без знаков препинания внутри предложений (иногда встречаются запятые,  тире и скобки, но это большая редкость).
В одном из своих творений Ахметьев (или лирический герой?) признаётся:
 мои стихи рассчитаны
 на максимально чуткого
 и максимально доброжелательного читателя

 такого читателя
 они создают
 Как заметили, начало предложения (!) со строчной буквы, знаки препинания как будто бы  мешают автору выразить полнее свои сокровенные мысли и чувства. По-моему, функция знаков препинания  полностью «легла на плечи» строки. Каждая строка имеет определенное количество слов, и именно на этих словах заостряется внимание читателя (где-то это уже встречали…а помните стихи-лесенки Владимира Маяковского?).
 Читаем дальше, на следующей странице:
авангард –
сад камней

кто только не бросал
свой камешек
в этот огород

Ого! Прямо-таки  прочитал мои мысли! Буду максимально чуткой и доброжелательной. )
А вот ещё одно откровение:
в чём-то ты
как всякий поэт
неповторим и удивителен

в чём-то ты
как всякий человек
невыносим и отвратителен

18 слов! Две строфы. О чем они? О  самоценности отдельной творческой личности, о недостатках  этой личности. Потому как идеальных  в нашей реальности нет. И принимайте же человека таким, каким  он предстал пред вами. Помните Обломова, который говорит Ольге: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего». Золотые слова!
Как-то в интервью «Независимой газете» Ахметьев  сказал: «Когда-то я придумал термин «бесконтекстная поэзия». То есть такая, где читатель контекст  придумывает сам, может даже придумать совершенно иной».
Вот пример «бесконтекстной поэзии»:
в этоМ городе я тОСКоВАл

«Ну, вперед,  читатель! Придумывай!» - как бы лукаво заявляет автор. Попробуем! Пять слов, а они могут о многом поведать. Где тосковал? В городе! В Москве! Графически в словах выделены буквы. Возможно, Москва как родина, сердце России,  пункт временного пребывания лирического героя. Кто он? Почему-то угадываю в нем личность, и творческую.  «Я тосковал» - испытывал тоску по кому/чему-нибудь, а также грустил, печалился. В жизнь ворвались неприятности, одиночество стало постоянным спутником. Тоска и завладела душой. Но жизнь - полоса черная, полоса белая. И в жизни нашего героя наступили иные времена, потому как глагол тосковал употреблен в форме прошедшего времени, а значит,  всё плохое осталось позади.
Конечно, интерпретировать можно долго. И спасибо за эту возможность  автору этих строк!

Стихи  Ахметьева стали для меня открытием новой поэзии (хотя в ней, как мне показалось,  угадываются линии и формы поэзии Серебряного века, стихи чем-то напоминают хокку). Минимализм в литературе - интересное явление. Думаю, что стихи Ахметьева представляют богатый материал для уроков литературы в 10-11 кл.

4 комментария:

  1. Наталья Борисовна! Какой замечательный рассказ о книге совершенно неизвестного мне современного автора! Захотелось прочитать после того, как Вы так тонко его стихи проанализировали. Заинтриговали!

    ОтветитьУдалить
  2. Natali, спасибо за комментарий! Признаюсь, в детстве мне не нравились стихи (казалось, что я их не понимаю вообще), но декламировать любила. Особенно, если выступала на концертах кружка художественной самодеятельности. Маяковского я ненавидела за его мудреные стихи (восприятие, понимание пришло со временем, благодарна за это Плотниковой Ольге Гулямовне, учителю литературы лицея высшего педагогического колледжа №1 г.Тольятти). Кстати, стихи Ахметьева можно почитать тут http://www.poesis.ru/poeti-poezia/ahmetev/biograph.htm.

    ОтветитьУдалить
  3. В силу бесследно исчезнувшего первого комментария переосмыслила ранее написанное. А смогли бы мои 11-классники понять, а самое главное, принять такие стихи? Думаю, что нет! Стихи они вообще плохо воспринимают. Может физмат школа наложила свой отпечаток, а может дети нынче такие. Не могу сказать, что все, но...
    Чтобы рассказать о стихах детям, надо, в первую очередь, самой воспринимать эти творения. А я даже не знаю... Стихи обычно выбираем те, что созвучны душе.Есенина читают в пору влюбленности: лиризма ему не занимать) Люблю Маяковского за его ритм и размашистость стиха, за его эпатажность..В каждом поэте можно найти свои плюсы и минусы.
    А у Ахметьева? Почитала по данной Вами ссылке. Не цепляет. Чем? Может своим "словоблудием"? Не знаю. С этим надо пережить несколько дней)))
    Наталья Борисовна, спасибо за отзыв. Теперь в сети, встретив эту фамилию, буду точно знать: кто и что пишет)

    ОтветитьУдалить
  4. Лариса Сергеевна, посмотрите по этой ссылке http://microlit.intentia.su/Literatura_malykh_form_Minimalism_-_Olga_Kravchuk.html работу Ольги Кравчук "Литература малых форм. Минимализм". Кстати, и об Ахметьеве слово замолвлено.

    ОтветитьУдалить