четверг, 17 июля 2014 г.

Летнее чтение-2014. Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда душа желает, просит, требует то, что в своё время в силу обстоятельств было оставлено без внимания. Такое случилось и со мной. Наконец-то. Передо мной книга, которая способствовала моему окончательному прозрению. Моя поездка на «Архипелаг ГУЛАГ» состоялась.
Купить в "Лабиринте"
Возвращалась я оттуда уже человеком, пересмотревшим свой взгляд на многое в этой жизни. Я открывала вместе с автором страшные, чёрные страницы истории моей страны. Чувством боли, горечи наполнялась моя душа. Как? Почему? За что? Разве на такое способна рука человеческая? Я всё время задавала себе эти вопросы. Неужели ЭТО было в моей стране? Когда училась в школе, думала, что страшнее немецкого фашизма нет ничего на свете. Ошиблась: ЭТО было в моей стране с моим народом. Что и говорить, учебники истории, как помню, совсем по-другому излагали «истории» страны. Но именно бабушка поведала совсем другие «истории» жизни моей страны, моего народа. Никогда не забуду её рассказы (родилась бабушка в 1913-м, умерла в 2006-м) о тяготах жизни в стране социализма. Голод и нужда наступали на пятки, напоминали о себе беспрестанно. С трудом верилось (мне, у которой было сахарное детство!), что лепешки из лебеды съедобны, а каша бесподобна, что мерзлая картошка с колхозного поля – это лакомство. Я не верила… И бабушкино понимание счастья тогда было неприемлемым для меня. «Счастье – это когда ярко светит солнце, нет войны», - эти бабушкины слова теперь ох как понимаю. Помните, как к Пьеру после плена приходит сознание радостного чувства внутренней свободы (а разве чувствовал эту внутреннюю свободу гражданин страны Советов?), которое и составляет его счастье. «Счастье в нем [в человеке] самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка…» - заявляет автор «Войны и мира».
В "Архипелаге ГУЛАГ" моё внимание привлекла глава 17-ая «Малолетки» из 3-й части, где автор рассказывает о детских судьбах, исковерканных сталинским режимом. Страшно подумать, что даже дети получили свое место жительства на "обетованном" Архипелаге. За стрижку колосьев, за карман картошки, за десяток огурцов с колхозного огорода можно было заработать от 5 до 8 лет лагерей. Автор отмечает: «Нельзя было изобрести лучшего способа оскотинения ребенка!» Действительно, все лагерные пороки быстро всасывались в неокрепшую детскую душу. В лагере дети как взрослые. Их никто не жалеет, не любит, не воспитывает. Дети здесь звереют. Что ж, ненависть порождает ненависть… И сколько гневного укора в адрес голубых кантов: «О, растлители юных душ! Как благополучно вы окончите вашу жизнь! Вам нигде не придётся, краснея и коснея, встать и признаться, какими же вы помоями заливали души!»
Сразу с «Архипелагом ГУЛАГ» (в одном томе все части) выписала весьма полезную вещь – “Книга А.И.Солженицына «Арихипелаг ГУЛАГ» в школьном изучении”. Автор Еремина Т.Я, известный педагог из Санкт-Петербурга, знакомит с методическими рекомендациями по анализу произведения. В методичке представлено 5 уроков. Завершается изучение произведения проведением конференции и зачетной работы. Также предлагается написание сочинения в формате С1 при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий