вторник, 12 августа 2014 г.

Летнее чтение-2014. Светлана Алексиевич. Время секонд хэнд

Что такое для вас Советский Союз? А каково ваше самое сильное воспоминание? Эти вопросы не могут не волновать человека, чья жизнь была частью социализма.
Мое детство – это последнее десятилетие той эпохи. Эпохи, где люди не могли представить свою жизнь без идеи. Их жизнь растворилась в ней. Эпохи, где, по мнению некоторых, человек был винтиком государственной машины. Но не о социалистических идеях, не о героях говорится в новой книге Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд».
Купить в "Лабиринте"
Человек, один человек – в центре внимания писателя, тот маленький мир, который когда-то ради великих идей отвергался, подвергался преследованию и уничтожению. Герои книги рассказывают не только о своей жизни, но и о своих чувствах, мироощущении. В недавнем прошлом каждый из них должен был жертвовать собой во имя великой (как тогда казалось!) идеи. Поэтому многие из них так и не смогли «приспособиться к среде обитания» в современной России. Выживай, как можешь! А как? Жить по Дарвину не учили… Твои проблемы! Разве это по-человечески? Автор книги уверена, что только «человеческая» установка сможет спасти мир. Зачем ты этот путь проходишь? Этот вопрос должен волновать каждого, кто пришел в этот мир.
Книга «Время секонд хэнд» о прощании с советским временем. Кто-то легко расставался с ним, кто-то с болью в сердце, а кто-то с весьма противоречивыми чувствами:
· «Может быть, через пятьдесят или сто лет о той нашей жизни, которая называлась социализмом, будут писать объективно. Без слез и проклятий»;
· «Всю жизнь я прожила с верой: мы самые счастливые, родились в невиданной и прекрасной стране. Другой такой страны нет!»;
· «Социализм – это алхимия. Алхимическая идея. Летели вперед, а приехали неизвестно куда»
· «Нет, это были герои не моего романа, а герои моей мамы»;
· «Я никогда не хотел быть героем. Я ненавижу героев! Герой должен или много убивать … или красиво умереть…»;
· «Я хотел бы уехать из этой страны или хотя бы детей отсюда вытолкнуть. Мы уедем. Топор хозяина переживет… Я запомнил».

Из интервью с автором книги:
- …откуда, почему это б/у время в названии?
С.А.: Потому что все идеи, слова – всё с чужого плеча, как будто вчерашнее, ношеное.

Никто не знает, как должно быть, что нам поможет, и все пользуются тем, что знали когда-то, что было прожито кем-то, прежним опытом. Пока, к сожалению, время секонд хэнд. Но мы начинаем приходить в себя и осознавать себя в мире.
Действительно, начинаем приходить в себя…Эксперименты закончились. Ужасы остались там, в прошлом: сталинские репрессии, Вторая мировая война, война в Афганистане, межнациональные конфликты. Хотя последние напоминают о себе вновь и вновь… В моем списке это уже третья книга, где рассматривается данная проблема. До этого были «Фотографии на память», «Люди, которые всегда со мной».

2 комментария:

  1. Наталья Борисовна, мне кажется, что людям свойственно идеализировать (трагедизировать) прошлое. Очень хорошо помню, как моя бабушка, которая чуть-чуть застала жизнь при царе вспоминала, какой был добрый, хороший барин. А новой властью (социалистической) не была довольна, несмотря на то, что жила при ней всю жизнь. Так что не соглашусь с мнением, что через 50 лет будут писать объективно. Что-то вспомнились современные фильмы о Великой Отечественной войне. Разве они объективны? Я уж не говорю про качество производства этих фильмов...Так и с советским временем обязательно приукрасят (приуменьшат).

    ОтветитьУдалить
  2. Марина Геннадьевна, полностью согласна с Вами. Человеческая память избирательна. Про фильмы я тоже согласна. Очень трудно сейчас говорить о ВОВ. Всплывают всё новые факты. Война она есть война. Душа слепнет. Цель оправдывает средства... А оборотная сторона-то у неё всегда бесчеловечная, темная! Вот цитата из "Архипелага ГУЛАГ": "...для чего Германии дано наказать своих злодеев, а России - не дано? Что ж за гибельный будет путь у нас, если не дано нам очиститься от этой скверны, гниющей в нашем теле? Чему же сможет Россия научить мир?" А ничему не сможет научить! Потому что молчим. Боимся вечно кого-то/чего-то. Хочется быстрее забыть.Моя хата с краю. Советское сознание в генах сидит. В больших городах люди больше понимают, что на самом деле творится в стране. А в селах/деревнях/провинции житель рад, что день хорошо прошел: проснулся, поел, в земле покопошился, телевизор посмотрел, новости послушал (а ведь там не вся правда!), лег спокойно спать. И так каждый день. (

    ОтветитьУдалить