воскресенье, 7 декабря 2014 г.

Завтра было сочинение

Декабрьское сочинение позади.
Но работы от этого не убавилось…Появились новые вопросы. Необходимо что-то скорректировать в подготовке и проведении уроков литературы. А главное, всеми силами постараться помочь ребенку найти свой путь к книге.
Пока шла подготовка к сочинению, своим ребятам напоминала об этом:
  • не нужно писать по шаблону (всё, что предлагается в интернете –  брошюры, типа «Научим писать сочинения», сайты с «лучшими сочинениями» и т.п. – это можно почитать, но не стремиться  брать за образец); 
  • делитесь своими впечатлениями о прочитанной книге, размышляйте, не оставляйте без внимания детали (в свою очередь, на уроках я рассказывала о книгах, прочитанных мною, зачитывала те эпизоды, которые меня зацепили, проводила параллели между литературными произведениями);
  • пишите, пишите, пишите каждый день, хотя бы по одному сложному/осложненному предложению, чтобы побороть в себе страх белого листа. Чтобы быть опытным водителем, надо ездить (это я поняла, когда получила в руки водительское удостоверение). Чтобы научиться писать, надо писать;
  • старайтесь ясно, грамотно излагать свои мысли на бумаге.
Ещё в начале сентября ребятам предложила такое задание: завести тетрадь/страницу в интернете/блог, вносить записи. Писать о том, что важно лично для тебя. Размышлять о светлом, о прекрасном, о сокровенном, о житейском, о насущном, чтоб пищу дать застывшему уму. Девиз: "Ни дня без строчки!"
«Ни дня без строчки!» (лат. "Nulla dies sine linea" [нулла диэс синэ линеа]) - слова римского историка и писателя Плиния Старшего, который в своей «Естественной истории» сообщает, что у художника Апеллеса (IV в. до н. э.), придворного живописца Александра Македонского, было правилом не пропускать ни одного дня, чтобы не сделать хотя бы один мазок или штрих на картине. Иносказательно: поэт/писатель, художник, ученый должен трудиться непрерывно, не пропуская ни одного дня, чтобы не потерять свое мастерство. Выражение приобрело особую популярность после выхода в свет (1961) книги прозаических миниатюр Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Интересны авторские размышления: «Однажды я как-то по-особенному прислушался к старинному изречению о том, что ни одного дня не может быть у писателя без того, чтобы не написать хоть строчку. Я решил начать придерживаться этого правила и тут же написал эту первую "строчку". Получился небольшой и, как мне показалось, вполне законченный отрывок. Произошло это и на следующий день, и дальше день за днем я стал писать эти “строчки”». Умение наблюдать, отбирать необходимый материал из книг, записывать что-то - важное умение, которое очень помогает при создании творческой работы/сочинения.
В начале октября в классе писали пробное сочинение. Вот темы, которые были предложены мною.
1. «То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал…» (по творчеству М.Ю.Лермонтова).
2. Война есть противоречие человеческому в человеке.
3. Созидая жизнь.
4. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
5. Живые сердца.
Выбрали темы 2, 4  и 5. Сейчас очень жалею, что не дала свободную тему – шестую. Уверена, нашлись бы те, кто не обошел бы её вниманием.
А пока готовились к сочинению,  ВКонтакте кипела работа. Ребята  создали  свои странички/группы: «Поколение 21 века», «Тайна мыслей», «Enjoy every moment», «Между строк». Названия сами за себя говорят. Писали о своем, о насущном, о светлом, о наболевшем. Прочитали эти произведения (некоторые обсуждали на уроке, на перемене):
· Э.М.Ремарк. Время жить и время умирать.
· Э.М.Ремарк. Жизнь взаймы.
· В.Тендряков. Расплата.
· В.Катаев. Отче наш.
· М.Гелприн. Свеча горела.
· Э.-Э.Шмитт. Оскар и Розовая Дама.
· П.Санаев. Похороните меня за плинтусом.
· Кэндзабуро Оэ. Эхо небес.
· Б.Васильев. А зори здесь тихие…
· И.Кертес. Без судьбы.
В общем, действовали…
Коллеги, а как вы шли с ребятами к итоговому сочинению? Думаю, многим из вас есть что сказать.

4 комментария:

  1. Наталья Борисовна, здравствуйте! Беру на заметку девиз "Ни дня без строчки!" У меня сейчас 10 класс, хочется многое, но не всегда всё получается. Оказывается, просто надо начать. Буду стараться.
    Уже сейчас, изучая "Обломова" даю письменные работы.
    Я, Наталья Борисовна, была в комиссии по проверке сочинений. Хочу об этом тоже написать в блоге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Действительно, задумок много. К сожалению, не всегда получается так, как хотелось бы. Пусть медленно, к цели идем. Работа с электронными страничками, как признались ребята, была необходимой частью подготовки к итоговому сочинению. Тоже была в комиссии (20 ноября и 3 декабря). Работы разные: и интересные, и не очень. Посмотрим, как вузы их оценят. Ольга Николаевна, спасибо, что сразу вышли на связь. Очень хочется услышать мнение коллег.

      Удалить
  2. И мне понравился девиз "Ни дня без строчки"! Можно прямо с 7 класса начинать. Писали с семиклассниками классическое литературное сочинение. Как итог - меня услышали в течение "многоурочной" подготовительной работы только полкласса. А остальные сдали "никчемные" работы. Так что стоит их, семиклассников, обязать писать. Скорее всего, в своеобразных дневничках.
    Спасибо, Наталья, за идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я с пятачками сейчас пишу. Первое сочинение писали по теме "В удивительном мире пушкинских сказок". Услышали, конечно, меня не все. Второе сочинение посвятили "Муму". На прошлой неделе по "Кавказскому пленнику" Толстого писали ("На добрых людях мир держится"). И вы знаете, по-человечески начали писать. Очень серьезно отнеслись к работе. Я даже на полях "солнышки" рисовала за интересные мысли. Думаю, следующую работу посвятим отзывам о прочитанных книгах (это после зимних каникул). Может, сейчас работы некоторые - никчемные. Но пройдет время - результат не заставит себя ждать. О дневниках тоже думаю. О многом... Лариса, признательна Вам за комментарий. Рада очень Вашему визиту!

      Удалить