среда, 7 января 2015 г.

Училками не рождаются, ими становятся.

Купить в "Лабиринте"
Эту книгу присмотрела в блоге «Дневник сельской учительницы» Каневой Натальи Михайловны. Признательна хозяйке блога за отзыв и за электронную версию! Чтение не затянулось. Книга с таким названием не могла спокойно дожидаться своей очереди. В общем, «Училка» прочитана.
А пока читала, всё не покидал меня вопрос: «А что, собственно, тут интересного?» Мне даже представилось, что перед моими глазами не электронная книга, а невидимый экранчик телевизора, в котором запустили очередную мыльную оперу. Сюжет прост: не было хождения по лабиринту. 
Она многое повидала в жизни: два раза выходила замуж, и всё – мимо. А третий «милёнок» нужен был для того, чтобы не остаться в одиночестве. Тут детишки пошли: мальчик и девочка. А с течением времени, оказалось, что Он не герой моего романа. Не разбежались, но жили порознь. Маялась, маялась. Но однажды поняла, что соскучилась по «насыщенной» жизни. Куда податься? В школу! И работа рядом, и детишки под присмотром. Школа, понятно, не встретила с хлебом и солью. Потому как их нужно вначале заработать. В общем, Анна Леонидовна, учитель русской словесности, она же главная героиня своего романа, хлебнула с первых дней по полной программе. Немного погодя милёнок влюбился в училку из началки той же самой школы, куда устроилась работать наша героиня. Камень с души упал. Она и рада: наконец-то пристроила и его. А то ходит как неприкаянный. А тут на горизонте Он появился – принц на белом коне. И внешне, и внутренне пригож! Тут и сказке конец… Потому как с первых строк героиня утверждала, что её жизнь похожа на сказку.
Сказке-то конец. Но кое-что в книге зацепило: во-первых, название, во-вторых, некоторые размышления героини о проблемах современной школы и образования в целом, в-третьих, себя увидела со стороны.
1. О слове.
Жаргонное слово училка прижилось в языке. Если учительница – гроза в школе, понятно, почему её называют училкой между собой ученики. Но вот ученик 2 класса, допустим, радостно заявляет, что училка ничего сегодня не задавала на дом. Можно ли утверждать, что Марь-Ванна – злодей, каких свет не видывал? Тоже не совсем правильно. А слово живет. Ну, да ладно. Кстати, оно «залатинизировано» в адресе моего блога.
2. Проблемы? Проблемы...
а) Об учителях.
"Я смотрела на спокойные, даже равнодушные лица учителей. Они привыкли к вранью в школе, иначе не продержишься".
Что сегодня наблюдаем? Важен конечный результат. Но ведь он не всегда очевиден! Учитель устал от постоянных новшеств. Сегодня одно требуют от учителя, завтра - другое. Важно то, что написано на бумаге. "Без бумажки ты букашка!" Система! А против системы не пойдешь. Нервы нужно беречь. От них все болезни...А больной учитель никому не нужен.
б) Об аттестации.
"При нынешней системе аттестации два-три последних года в школе дети не учатся, они готовятся к механизированной проверке знаний. Для успешной сдачи тестов нужны не знания, не глубокое понимание предмета и уж точно не творческий подход, а навыки прохождения формальных тестов. Придумало это общество бухгалтеров, экономистов и маркетологов, общество, в котором науке и культуре отводится последнее место. А первое — материальному потреблению, бездумному, безудержному, бессмысленному".
Не поспоришь.
в) О порнографии на просторах интернета.
"Она, наша Чичерина, не виновата, что, честно открывая в Интернете «краткое содержание романа Достоевского», натыкается на картинки, даже описывать которые, например, моей маме я бы не стала.
...И ведь эти клипы, зазывные картинки, эпитетов к которым нет, они просто нечеловеческие, ставит конкретный человек. Человек, у которого, возможно, есть мать, которому бывает больно, который чего-то боится… Для меня это за гранью разума. И винить этих бедных детей, чье детство омрачено знакомством с самыми не то, что неприглядными, а омерзительными, тошнотворными сторонами человеческого общества, со всем его нездоровьем, душевным и физическим, со всеми больными грёзами, грязными фантазиями, — нельзя".

Что привлекло в работе училки?
  • К героине постепенно приходит понимание того, что необходимо «лепить» ученика. 
«Но меня интересуют эти дети, их мир, интересует каждый. Возможно, потому что я работаю в школе второй месяц».
«Им тринадцать, некоторым уже четырнадцать. Им еще нужны сказки. Они смотрят те же фильмы, что и мои девятилетки. Я должна это учитывать».
  • Нестандартные задания по литературе/ поездка с ребятами в Клин, в музей П.И.Чайковского/урок поэзии на воздухе.
  • Война объявлена таким словам, как ЧЁ, ПРИКОЛЬНО, БЛИН. 
  • Она уверена, что без чтения жизнь не жизнь. 
«Давайте так. К следующему уроку роман прочитать всем. В Интернете он есть, полностью, без сокращений. Вы получите пятнадцать вопросов, на которые не сможете ответить, не прочитав его. Краткое содержание не поможет. Внимание — можно будет пользоваться книгой».
«…Давайте так. Следующий урок у нас в пятницу. Тот, кто не отвечает за себя, кто думает, что не сможет взять себя в руки и прочитать роман дома, приходите после шестого урока, сегодня, завтра и послезавтра. У меня тут народ будет из других классов пересдавать и переписывать колы и двойки, но вы можете сесть на задние парты с книгой или планшетом, у кого нет романа, я дам, и читать. Ясно?»

  • Она не размазня.
«Единственная моя отдушина, тихий милый коррекционный класс сегодня показал мне кузькину мать. Не расслабляться, ни на секунду не расслабляться. Иначе — я же знаю это с первого дня — сожрут, и не подавятся, и завтра даже не вспомнят».
Думаю, такие, как Анна Леонидовна (в прошлом писатель, переводчик, а в настоящем - самая настоящая училка) ещё заявят о себе, раз они приняли твердое решение – стать учителем.
Вот такое неоднозначное прочтение книги Наталии Терентьевой.

4 комментария:

  1. Наталья Борисовна, еще раз поздравляю Вас с Рождеством! Очень интересно было прочитать Ваше мнение об этой книге. Согласна, что история личной жизни главной героини похожа на мыльную оперу, поэтому я даже в своем отзыве об этом и писать не стала. А вот проблемы современной школы, пусть даже увиденные со стороны, показаны реально, порой пугающе реально. Книга, действительно, неоднозначная, но учителей о многом заставляющая задуматься. Спасибо за ссылку на мой блог!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Михайловна, здравствуйте! Спасибо за поздравление! Признательна за внимание к отзыву. Неоднозначность восприятия книги только повышает интерес любителей чтения. Многое из того, что имеет отношение к школе, рассказано без прикрас.

    ОтветитьУдалить
  3. Такие книги позволяют нам, находящимся "внутри" системы, увидеть/понять, как нас воспринимают со стороны. Не всегда объективно, порой жёстко и несправедливо... Однако, у нас публичная профессия. И мы постоянно находимся в ситуации оценивания обществом. И это общество видит нас вот так. Сначала расстраивалась каким-то вещам, увиденным в таких книгах ("Училку" не читала), потом перестала. Но стала извлекать из них какие-то полезные мысли, стимулирующие позитивные перемены. В себе.

    ОтветитьУдалить
  4. Простите за паузу...Вчера проходил окружной этап "Живой классики" в г.Похвистнево. Приехала домой - никакая. Вы правы, Мария. Ситуации бывают разные. Иногда оценивание "зашкаливает". И бывают моменты, когда хочется бросить всё и... Но критика (даже если и необъективная) - вещь полезная. Думаю, общество нас видит так потому, что угодно "некоторым", избранным, с толстыми портфелями.

    ОтветитьУдалить