среда, 6 мая 2015 г.

"Мир не достоин существования, если он убивает детей..."

Сегодняшний  урок литературы  в  5 классе был посвящен  теме «Война и дети».  Отрадно, что ребята приняли  в нем активное участие. Разговор затянулся… на два урока (вместо русского языка единогласно решено было продолжить разговор).  Пятиклассники мои готовятся  к защите проекта «Поклонимся великим тем годам», посвященного  70-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Поэтому  тема "Война и дети" была выбрана неспроста.  «Война и дети – несовместимые понятия»,  -  так начинали свои  выступления  ребята.  Я смотрела на лица ребят и думала: «Какие же вы молодцы! Как же  многое сумели прочувствовать, когда читали книги о войне».


Никита (любознательный!)  в рамках  проекта  читает «Повторение пройденного» С. Баруздина.  Иногда подходит на перемене, чтобы обсудить прочитанную книгу.  Как-то  разбирали отрывок из  «Приключения Тома Сойера», после урока  Никита  решил прочитать книгу М.Твена (в библиотеке не оказалось,  я принесла  книгу).  Вот такой мальчишка! Пробует писать стихи, мечтает стать  актером.  Первым ответ держал.

video
 Потом слово взяла Адель. Скромная девочка, но очень целеустремленная, участница многих творческих конкурсов.  Книги любит, ценит,  часто,  отвечая на уроке, приводит пример из прочитанной книги.  В рамках проекта прочитала повесть «Мальчик в полосатой пижаме» Д.Бойна.

video

Плакат, посвященный книге "Мальчик в полосатой пижаме" (осталось написать отзыв)

Дина  тоже  книголюб. Не расстается со своей  «читалкой» (электронной книгой) на  перемене. ) Бабушка Дины выписывает журнал «Загадки истории», и  девочка  как-то на урок  принесла  номер, в котором рассказывалось о прототипе Робинзона Крузо. В рамках проекта прочитала «Повесть о Зое и Шуре» Л.Космодемьянской.
video

Серьезная девочка Юлия рассказывала о несладком детстве своей прабабушки.  Юля   не раз приносила на урок прочитанные книги, рассказывала о том, что впечатлило. В общем, книги – её друзья. В рамках проекта прочитала повесть «Партизанка Лара» Н.Надеждиной.

О  Саласпилсе, детском лагере смерти,  рассказывала библиотекарь Лилия Ахтямовна.

Справка. На окраине Риги  находится одно из самых зловещих мест в истории человечества -  мемориальный  комплекс  «Саласпилс». 
ссылка
Во время Второй мировой войны здесь располагался одноименный концентрационный лагерь - детский лагерь смерти. Этот концлагерь выделяется среди множества других, организованных фашистским руководством, тем, что здесь, помимо взрослых узников, содержалось огромное количество детей от шести лет и младше. Для них был построен отдельный барак, в котором малолетние заключенные не задерживались. Они умирали от болезней, голода, холода, медицинских опытов и отсутствия заботы со стороны взрослых. Еще одной частой причиной гибели детей в Саласпилсе стал отбор крови для немецких солдат. После нескольких таких вампирских процедур малыши умирали от истощения. Каждый год существования лагеря в нем погибало около трех тысяч малолетних узников. В 1967 году на месте, где во время войны находился концлагерь Саласпилс, был открыт одноименный мемориальный комплекс, в создании которого приняли участие лучшие советские и латвийские архитекторы и скульпторы, в том числе и Эрнст Неизвестный. Центром этого мемориала является несколько скульптурных композиций, изображающих основные категории узников лагеря. Названия фигур говорят сами за себя: «Мать», «Несломленный», «Униженная», «Протест», «Клятва», «Солидарность», «Rot Front». Ссылка
Скульптура "Мать"
Самым популярным среди посетителей местом в этом мемориальном комплексе является фундамент детского барака, где люди в память об юных узниках концлагеря оставляют привезенные с собой игрушки и конфеты.
ссылка
 Рассказ о детском лагере  (жуткая действительность) взволновал детские  души.  После просмотра  посыпались вопросы: «Как такое могло случиться?  Неужели люди не понимали, что творят нацисты?  Как Гитлер пришел к власти?»  Дина высказала мысль о том, что  людям всегда нужны были лидеры.   Тут я поделилась своими впечатлениями  о книгах Т.Штрассера «Волна» (моя аннотация к книге) и Е.Макаровой "Вещность и вечность" (мой отзыв о книге). 
А завтра хотела бы провести урок по рассказу "Фотографии" Анатолия Приставкина (в рамках VI Международной Акции "Читаем детям о войне"). Думаю, рассказ не утратил своего значения. Трогает за душу... 

2 комментария:

  1. Очень серьезный урок, Наталья Борисовна, насколько толково, по-взрослому рассуждают дети Да и разве можно о войне говорить по-другому. А я была в Риге еще во времена Советского союза, в Саласпилсе...Страшно, когда умирают люди, страшнее, когда - дети

    ОтветитьУдалить
  2. Анна Борисовна, здравствуйте! Спасибо за отзыв. Моя бабушка всегда говорила, что страшнее войны нет ничего. Дети, кстати, вчера тоже говорили о чувствах тех, кто побывал в мемориальном комплексе "Саласпилс". Это больно, это ...Не передать словами...Никита сегодня признался, что ему во сне приснился лагерь. Просил показать презентацию тем, кто вчера отсутствовал на уроке. Обязательно исполню просьбу.

    ОтветитьУдалить