четверг, 7 мая 2015 г.

Читаем детям о войне

Анкета участника заполнена.

В третий раз принимаем участие в Международной Акции «Читаем детям о войне».
В 2013 году  с пятиклассниками (нынешний 7 класс)  читали повесть «Когда умолкнет тишина» В.Буяновской. Кстати, данное произведение  было представлено на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру»  в 2012 г.
В 2014 г. с шестиклассниками (нынешний 7 класс) читали повесть «Партизанка Лара» Н.Надеждиной.
Сегодня с пятиклассниками читали рассказ «Фотографии» А.Приставкина. На уроке использовала  приём "Чтение с остановками".
 Текст рассказа разделила  на 5 смысловых частей. Каждая часть была выведена на слайд презентации.   Для обсуждения каждой части  подготовила вопросы. В классе работали три творческие группы.
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «фотография»?
(память, воспоминание, радость, свет, история, событие, семья)
-Рассмотрите эти фотографии. Расскажите о своих  впечатлениях (что можно рассказать о каждой фотографии). Сделайте подписи под фотографиями.
ссылка
ссылка                                
В общем, было  бурное обсуждение.
Рассказала  об авторе.
Справка.
Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Его отец ушел на фронт, а мать вскоре
ссылка 
умерла от туберкулеза. Анатолий всю войну бродяжничал, и все, что досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них встречались начитанные мальчики, которые рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с произведениями Гюго.

В 1944 году мальчик оказался на Северном Кавказе, куда после депортации чеченцев направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских беспризорников.
К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай... Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И дети прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору. Этот случай лёг в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – «Человеческий коридор». Ссылка 

Затем приступили к чтению и обсуждению смысловых частей.
1 часть
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
2 часть
- Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома. Она сильно болеет.
- Болеет...- повторяла девочка.
- А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
- Бьет...
- Вот это тетя. У нас неплохая тетя!
- А здесь?
- Здесь мы с тобой. Вот это Людочка, а это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла:"Людочка и я, Людочка и я..."
Из дому пришло письмо. Чужой рукой написано было о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
3 часть
-Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...
-А мама?
- Мама? Где же мама? Наверное, затерялась...Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы.В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
- Вот наша тетя.Посмотри, какая у нас удивительная тетя!Просто замечательная тетя.. А здесь Людочка и я...
-А где же папа?
- Папа? Сейчас посмотрим.
- Затерялся, да?
-Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
-Насовсем затерялся?
4 часть
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников.
А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников.Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...
Мне зачитали ответ.
5 часть
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
- Вот Людочка. А вот и я.
- А еще?
- Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?

После прочтения 5-ой смысловой части ребята ожидали продолжения. Но… финал открытый. И тогда ребята предложили   свои версии  о том, как сложилась жизнь героев.
Рассказ очень понравился ребятам.  

4 комментария:

  1. Спасибо, Наталья Борисовна. что поделились рассказом об участии в акции. Очень трогательные фотографии. Представляю, какие интересные версии названий выдвигали ребята.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Анна Борисовна! С чувством исполненного долга сегодня покидала кабинет. Рассказ Приставкина впечатлил пятачков. Мнения разделились, когда прочитали 4-ую смысловую часть. Одни утверждали, что тётя умерла, другие - отказалась от детей. Обратили внимание на деталь: тётя сначала названа "неплохой", потом - "хорошей", "удивительной" и "замечательной". Почему так? По нарастающей? Наверное, мальчик жил надеждой на то, что тётя их заберёт. Фотографии долго рассматривали, спрашивали, не из семейного ли альбома ))). Особенно смех вызвала детская коляска. )

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья, рассказ очень трогательный и душещипательный. За короткими строчками кроется трагедия детей, переживших войну. Можно его и с 7 классами прочитать, потому что, к большому сожалению, дети не умеют видеть ничего за строчками книг. Читали с ними "Мальчик в полосатой пижаме". Не все поняли смысл книги, не все увидели признаки войны в строчках, а уж о концлагере вообще мало кто и что знает. Поэтому говорили и о геноциде, и о лагерях рассказывала, и о странном (по версии детей) поведении взрослых в повести. Создала пост в блоге "Книжный шкаф поколения Next", жду детские комментарии о книге. Интересно же, что напишут.

    ОтветитьУдалить
  4. Вы правы, Лариса Сергеевна. Берёт за душу.Наверное, потому, что многое пережито автором. Сегодня работала с шестиклассниками. Ох, как они переживали за судьбу ребятишек... На следующей неделе пойду в 7 класс.
    А для понимания повести Д.Бойна необходимо знать, конечно, о Холокосте, о лагерях. А о блоге не знала. Спасибо, что рассказали. Буду заглядывать!

    ОтветитьУдалить