вторник, 7 июля 2015 г.

Об этом нужно помнить, чтобы трагедии не дать повторения

Холокост. Шоа. Если бы двадцать – двадцать пять лет назад спросили меня, что означают эти слова, я бы не смогла дать вразумительного ответа. К сожалению… Раньше учебники истории об этом умалчивали. Катастрофа еврейского народа началась в 20-30-е годы XX века в связи с подъемом антисемитизма в странах Европы. В последнее время издается много книг, рассказывающих об этих страшных годах испытаний, выпавших на долю еврейского народа. И к чтению таких книг подключилась и я. Почему? Мне хотелось найти ответы на вопрос, на который, к сожалению, в свое время я не смогла бы дать ответ. В силу обстоятельств, в которых я оказалась. И не только я… С чего всё началось?
С чтения электронной версии книги "Мальчик в полосатой пижаме" Д. Бойна. А потом в книжном интернет-магазине «Лабиринт» я стала заказывать книги писателей, которые поведали читателям о черных страницах истории человечества. Эти книги вышли в свет в период с 2011 по 2015 годы в различных издательствах Москвы и Санкт-Петербурга. 
Холокост – «болевая точка» истории XX века. Стоит ли на уроках истории, литературы, обществознания, на классных часах обсуждать эту тему? Думаю, это просто необходимо. Чтобы избежать повторения сценария тех страшных лет, чтобы каждый из нас знал об ответственности за свои поступки и дела в этом мире, умел сопереживать, сочувствовать. Все мы понимаем, как это важно в становлении личности любого человека. В странах Европы, Америки, не говоря об Израиле, изданы книги о Холокосте, адресованные дошкольникам (об этом рассказывает статья «Как рассказывать детям о Холокосте: опыт зарубежных стран» Анны Рапопорт, ссылка http://www.papmambook.ru/articles/1351/) . В этих книгах, как говорит Анна, читатель не найдет «страшных» фотографий из концлагерей. Сюжетная основа многих книг – обычная жизнь еврейского ребенка, в семью которого внезапно врывается трагедия – война. Грусть, печаль – эмоции, которые посещают читателей этих книг. Именно так начинается понимание Холокоста. Пока наши книжные магазины предлагают книги о Холокосте с маркировкой 12+ и 16+ :
Бойн Д. Мальчик в полосатой пижаме. М.: Фантом Пресс, 2015. Книга прочитана
Биргер Т., Грин Д. Завтра не наступит никогда (на завтрашнем пожарище). СПб.: Лимбус Пресс, 2001. Книга прочитана
Кертес И. Без судьбы. М.:Текст, Книжники, 2011. Книга прочитана
Гестел ван Петер. Зима, когда я вырос. М.: Самокат, 2014. Мой отзыв
Модиано П. Дора Брюдер. М.: Текст, 2014.   Мой отзыв
Майер Д. Храброе сердце Ирены Сендлер. М.: Эксмо, 2013. Мой отзыв
Леклезио Ж.М.Г. Танец голода. СПб.: Амфора, 2013.  Мой отзыв
Макарова Е. Как вылепить отфыркивание. В 3-х т. Т.3. Вещность и вечность. М.: Самокат, 2011. Мой отзыв
Элтон Б. Два брата. М.: Фантом Пресс, 2014. Мой отзыв
Тор А. Остров в море. М.: Самокат, 2014.
Тор А. Пруд Белых Лилий. М.: Самокат, 2013.
Тор А. Глубина моря. М.: Самокат, 2012.
Тор А. Открытое море.М.: Самокат, 2013.
Франк А. Убежище. Дневник в письмах. М.: Текст, 2015.
Лазерсон В., Лазерсон-Ростовская Т. Записки из Каунасского гетто (Катастрофа сквозь призму детских дневников). М.: Время, 2011.
Кузнецов А. Бабий Яр. М.: Corpus, 2014.
Кенэлли Т. Список Шиндлера. М.: Эрика, 1994. электронная версия
Визенталь С. Подсолнух.
Бекер Ю. Дети Бронштейна. М.: Текст, 2010.
Гроссман В. Треблинский ад. электронная версия
Эренбург И., Гроссман В. Черная книга. электронная версия
Евтушенко Е . Я пришел к тебе, Бабий Яр…История самой знаменитой симфонии XX века. М.: Текст, 2012.
Татьяна де Росней (Ронэ). Ключ Сары. Харьков: Клуб семейного досуга, 2012. Книга прочитана электронная версия
Аппельфельд Аарон. Катерина. М.: Текст, 2007.

Подробнее:http://www.labirint.ru/books/356397/
Сегодня узнала из этой статьи  об удивительном  человеке. Николас Уинтон, в 30-е годы прошлого века  лондонский финансовый маклер, узнав  об опасности, угрожавшей еврейскому населению Чехословакии, сумел спасти от гибели 669 детей.
1 июля Николас Уинтон скончался в Великобритании в возрасте 106 лет.
Николас Уинтон
ссылка
На Главном вокзале Праги установлен памятник Николасу Уинтону,
спасителю еврейских детей
.
Ссылка

P.S. Совсем недавно нашла сайт "Дети в гетто"

Вот описание:

«Дети в гетто» - это сайт о детях, созданный для детей. Он описывает жизнь во время Катастрофы с точки зрения детей, живших в гетто. При этом мы пытаемся сделать непростой опыт жизни в гетто понятным, насколько это возможно, для сегодняшних детей.

Главное для нашего сайта – дать возможность представить себе реальную жизнь детей гетто. Сайт приглашает «пройтись по улицам» и «зайти» в те или иные помещения. В каждом из них собраны подлинные экспонаты – видеозаписи свидетельств людей, фотографии, рисунки, предметы и т. п. – и их демонстрация сопровождается интерактивными заданиями, стимулирующими вдумчивое отношение к теме".

4 комментария:

  1. Спасибо, Наталья Борисовна, за список. Эта тема меня тоже очень тревожит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Георгиевна, это, конечно, не окончательный вариант. Но пока он такой.
      Спасибо за внимание к посту.

      Удалить
  2. Тема очень волнительная, тревожная, но об уроках истории забывать нельзя. Спасибо за список и ссылку на сайт. Познакомлюсь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы правы. Сейчас столько ложной информации о Холокосте появилось на просторах интернета!!! И это тревожит... Спасибо, что заглянули.

      Удалить