воскресенье, 16 августа 2015 г.

Гюнтер Грасс. Мое столетие

Гюнтер Грасс (1927-2015 г.г.)
Поводом для чтения книги стала эта статья. По мнению Захара Прилепина, Гюнтеру Грассу удалось заново воспроизвести сложную немецкую душу. (Вот так! А мне-то казалась сложной - русская.) Встреча писателей произошла в 2007 году в Санкт-Петербурге.
Немецкий писатель  не оставил без внимания прилепинскую прозу, отметив "всегда точное попадание в лирическое чувство", а также то, что "читатель при этом мгновенно включается в ситуацию". Захар Прилепин сравнивает его фигуру с фигурой Л.Н.Толстого, потому как жизнь/судьба обоих этих писателей была связана с войной. Толстой после участия в кавказской военной кампании стал великим гуманистом. Гюнтеру Грассу повезло меньше: с 15 лет он стал солдатом СС, а затем страх перед миром после признания о службе в СС. И не быть ему лауреатом Нобелевской премии, если бы это открылось раньше 1999 года, года, когда  ему была присуждена эта высокая награда в области литературы. Устами одного из героев (фоторепортера) романа "Мое столетие" Гюнтер Грасс заверяет:"А вот выстрела я не сделал ни единого". О репортере скажу ниже. 13 апреля 2015 г. писателя не стало. 
Купить в "Лабиринте"
Для себя отметила, что книга немного напоминает по структуре/авторской задаче книгу "Время секонд хэнд" С.Алексиевич: 100 новелл/рассказов/историй/воспоминаний/писем, никакой связи между главами, кстати, каждая глава обозначена годом, очевидцы событий - граждане Германии/ФРГ/ГДР- рассказывают о своей жизни, всех их объединяет одна земля, страна, одна история. Пока читала первые главы, возникло предположение, что глава-год совпадает с каким-то историческим событием, но в дальнейшем это подтвердилось частично. К примеру, 30-е и 40-е главы-годы упоминают реалии времени: нацистский режим,  Гитлер, война, концлагеря, Холокост. В главе "1943" изложен рассказ о фоторепортере, присутствовавшем в 1943 году в подавлении сопротивления евреев варшавского гетто. Больше всего эта история удивила тем, что очевидец не чувствовал ни капли жалости к "жертвам". Его более занимало то, что сделано было 600 кадров, а в "альбомчик"  для командования попали только 44 снимка. Символично, что фоном для глав-годов "1914-1918" стала Первая мировая война. Молодая швейцарка, которая готовит исследовательский проект от фирмы Бюрле,  организует встречу  Ремарка и Юнгера, "живых свидетелей" тех лет. Дело происходит в середине 60-х годов. Неудивительно, что пацифист Ремарк и анархист Юнгер придерживаются по вопросам войны несхожего мнения. Также объектом ожесточенных споров явились книги "На Западном фронте без перемен" и "В стальных грозах".  Ремарк сразу же дает понять оппоненту, что в книге "На Западном фронте без перемен" были собраны фронтовые впечатления брошенного в топку войны поколения. Замечу, что для Юнгера важен солдатский дух,  дикость войны он наполняет духовным содержанием, отсюда восхваление рыцарской готовности принять бой. Интересным мне показался разговор писателей о газовой войне/атаке, которую они осуждали (каждый по-своему). Напомню, целенаправленное применение боевых отравляющих веществ было осуществлено Германией  22 апреля 1915 г. в долине р. Ипр против французской дивизии. Только в один этот день было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли. Запомнилась реплика Ремарка: "Кто сбросил атомную бомбу, у того уже больше нет внутренних тормозов". Ну как? Сильно сказано! Это  ответ-реакция на действия американцев  в Японии и во Вьетнаме.
"Спотыкалась"  во время чтения постоянно. Много таких фактов, событий, дат, имен, о которых я не слышала, благо книга снабжена примечаниями, к которым время от времени мне приходилось обращаться. Но  иногда  заглядывала в Википедию. 

8 комментариев:

  1. Всегда интересно знакомство с новыми именами, произведениями, историческими фактами...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, разделяю Ваше мнение. Порой после таких знакомств я пребываю в состоянии легкого шока. Как к примеру, это знакомство: Гюнтер Грасс - классик немецкой литературы - нобелиат - в прошлом солдат СС. Но последнее "переварила", благодаря Прилепину, который сказал: "Я не считаю, что стоит изливать праведный гнев о том, что Гюнтер Грасс воевал за фашистскую Германию. Ну да, воевал. Но он был жителем этой страны, ему было 15 лет и его призвали в армию. Дай бог, чтобы у него был минимальный военный опыт и чтобы на нем не было русской крови".

      Удалить
  2. Наталья, достойное завершение летнего чтения. Книг, оставивших впечатления в душе, должно быть много. И не важно, какое это впечатление. Всегда хочется, чтобы хорошее. но...
    Спасибо за отклик. Возможно, и почитаю.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Лариса, за внимание к посту! Гюнтера Грасса дочитывала в поезде, когда ехали в Адлер. С собой были всего две - "Мое столетие" Гюнтера Грасса и "Поиск" Эрика Хёвела и др. . Остальные книги встретила в книжных магазинах в Сухуме.

    ОтветитьУдалить
  4. Наталья Борисовна, спасибо большое за интересную информацию! Не читала и не знала.Обязательно прочитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Юрьевна, рада Вас видеть! Было бы интересно узнать Ваше мнение об этой книге. Кстати, ранее мне в руки попадался автобиографический роман "Луковица памяти", но, прочитав несколько страниц, закрыла книгу. Не пошла почему-то...

      Удалить
  5. Наталья Борисовна, спасибо Вам, за интересный пост. Я никогда не слышала о классике немецкой литературы.

    ОтветитьУдалить
  6. Виктория Александровна, я рада, что заинтересовала. Вот вчера наступило время читать "Луковицу памяти". Роман этот во многом автобиографический.Прочитала перед сном более 300 электронных страниц (всего 706). Грасс рассказывает о своих детских годах, об укладе жизни семьи, о своих увлечениях. Внимание привлекли страницы, повествующие о службе в немецкой армии. Когда-то пятнадцатилетнего Грасса потрясла книга Ремарка "На Западном фронте без перемен"(роман на тот момент находился под запретом). Он признается, что его ужаснула мысль писателя о том, что война делает каждого солдата убийцей. Несмотря на это, он желает во что бы то ни стало пойти добровольцем на подводный флот или в танковые войска. Вот что делает молодость?! Спустя 20 лет Грасс сожалеет о своем юношеском недомыслии, о том, что "возможности отрезвляющего воздействия художественной литературы ограничены". Повоевав (совсем недолго, до первого ранения), поскитавшись по госпиталям, испытав голод в лагере для военнопленных, поработав на шахте, совсем другим человеком возвращается Грасс домой к своим родителям. И сколько раз на фронте жизнь его висела на волоске! Смерть, преследующая на каждом шагу, отступление немецкой армии, постоянные военные трибуналы, обугленные трупы, вой "катюш", прозванных "сталинским оргАном", вселяющий страх и панику, голод - всё это та реальность, в которую перенесла война семнадцатилетнего юнца. Жив остался, как он признается, благодаря провидению.

    ОтветитьУдалить