среда, 8 июня 2016 г.

"Час чтения на траве" в стенах школы

  Сегодня был мой второй день работы в пришкольном лагере в качестве воспитателя. Провела игру  "В картинной галерее", а затем, как и договорились с ребятами, ждал нас "Час чтения на траве".
ссылка
Правда, на траве посидеть не получилось сегодня: погода не  благоволила нам. Но час, проведенный в стенах школы, прошел с пользой. Итак, сегодняшний Час чтения мы посвятили
рассказу Елены Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро". Не могла пройти мимо этого рассказа, несмотря на то, что сюжет  узнаваем, я бы даже сказала,  сюжет - "бродячий" (см.сюжеты "Гадкий утенок" Г.Х. Андерсена, "Чучело" В.Железникова, "Верочка" А.Богословского, "Юшка" А.Платонова). Так же, как  и героине рассказе, мне  приходилось в школе отражать атаки насмешек в свой адрес. Под обстрел попало мое имя. Ты, значит, Наташка? Будешь  Барашкой. Помнится, первоклассницей свое имя я  возненавидела. Моя фамилия тоже попала в опалу. Значит, Никитина? Будешь Никитоской. Мама и бабушка постоянно напоминали мне перед школой о том, чтобы  я не обращала внимания на эти насмешки. Крепилась долго, терпела. Не поддавалась. А однажды не выдержала, расплакалась прямо не перемене. Дело вот как обстояло...  Волосы у меня были длинные, и мамины руки не скучали: в дело шли "французские" косички, "корзинки", "колоски"  и т.д. . До школы (в садик я не ходила, была "домашней") я и не знала об этом. Пока не услышала в свой адрес слово "лопоухая". Сказано - сделано. Очередная насмешка. Другими поддержанная. Слово  за мной закрепилось.  Для меня оно было самым обидным. В семье лопоухих не было. Было время, когда я  поставила под сомнение свое происхождение. Чем повергла в шок своих родителей и бабушку. Бабушка, успокаивая, вспомнила какого-то родственника (в четвертом колене!), который тоже был "знаменит" в  свое время. Помнится, в 7 классе  я уже спокойно училась. Никто меня не обзывал, не дразнил. Наверное, устали. От моего спокойствия. В юности, помнится, комплексовалась. Старалась ходить с распущенными волосами.
Мне 16 лет )))
Муж как-то признался, что сразу же разглядел мои уши, но они не стали препятствием к моего сердцу. ))) Моей дочери  достались мои - уши. И когда она подрастала, я очень переживала за неё. Но над ней, слава богу, судьба сжалилась: она никогда не слышала обидных слов по поводу своих внешних данных.
И сегодня на Часе чтения мне (пусть для некоторых как урок, как напоминание!) хотелось, чтобы ребята подумали над сказанными когда-то кому-то словами, осознали свои поступки. Ведь в рассказе Елены Габовой  исповедуется прежде всего  уважение к людям. Думаю, рассказ  взволновал детские души. Ребята осуждали слова, поступки одноклассников Светки Сергеевой. Смоделировали ситуацию, когда в такой класс (где учится Светка Сергеева) пришел психолог. А какой разговор мог бы состояться между ребятами и психологом? 
Затем ребятам предлагалось ответить на вопросы:
-Какой время самое важное?
-Какой человек самый важный?
-Какое дело самое важное? 
Вариантов ответов было много. Как оказалось, для многих детство - самое важный период в жизни человека. Родители, бабушки, дедушки - самые важные люди. А самое важное дело - учеба. Было интересно, слушать ответы детей. И напоследок я прочитала ответы, которые дал Л.Н.Толстой в "Трех вопросах":
"...Самое важное время одно: сейчас, а самое важное оно потому, что в нем одном мы властны над собой; а самый нужный человек тот, с кем сейчас сошелся, потому что никто не может знать, будет ли он еще иметь дело с каким-либо другим человеком, а самое важное дело — ему добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь". Надеюсь, следующий Час чтения мы сможем провести  на траве))). 

4 комментария:

  1. Наталья Борисовна, как же это напомнило мне моё детство! Помню, после 9 класса поехали все вместе с ночевкой на море, и поздно вечером улеглись у костра, смотрели на звезды, а Сашка Рушковский читал нам стихи. На всю жизнь запомнилось "Кто я, что я, только лишь мечтатель..."
    А рассказ "Не пускайте..." мы с Ваней прочитали вместе. Долго молчали. Потом посмотрели друг другу в глаза и всё поняли. Иногда не надо слов, чтобы разобраться в ситуации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, время пролетело незаметно,мои обидчики давно уже дяди, у каждого уже и семья, и дети. Не было такого, чтобы прошли мимо, не поздоровавшись.)Мое знакомство с рассказом состоялось ещё в августе прошлого года на Едином методическом дне (секция филологов). Ранее я проводила урок внеклассного чтения по повести "Верочка" А.Богословского.К сожалению, часто приходится наблюдать, как кто-то в классе становится изгоем. Стараюсь достучаться до детских сердечек. Но не всегда получается..., к сожалению. А за стихи большое спасибо!)Есенинские - мои любимые.

      Удалить
  2. У меня не было в детстве и юности ни обидных кличек, ни комплекса неполноценности. Но всегда горой стояла за тех, кого обижали, отправляя в разряд "гадкого утенка". Глупые))) Именно такие "утята" становились самыми верными и надежными друзьями, многого достигая в жизни.. Спасибо за упоминание о книге, захотелось перечитать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, завидую Вашим "утятам".) У меня защитника не было. Может, это и к лучшему для меня было. Со временем привыкла справляться с трудностями самостоятельно.)

      Удалить