пятница, 6 января 2017 г.

Эйдан Чамберс. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем (продолжение)

Сегодня пишу о II части книги Эйдана Чамберса. О I части писала тут.
Как вы думаете: что самое важное в обучении чтению?
Чамберс отвечает: разговор. Метод, основанный на говорении, получил название "Расскажи". Как отмечает Чамберс, это даже не метод в полном смысле слова, а всего лишь несколько вопросов, которые являются отправной точкой. "Расскажи, что в книге тебя обрадовало, насторожило..." - примерно так можно начать разговор. И такой разговор никогда не будет идти по какому-то плану. Помню свои переживания в первые годы работы, когда на уроке "сбивалась с курса" и проверяющий учитель (чаще завуч) на это сразу же указывали. Чувство неудовлетворенности росло, как "ядерный гриб" после взрыва атомной бомбы, как будто произошел срыв какой-то спецоперации, и кара неминуема )) С годами пришло понимание, что разговор по одному и тому же литературному произведению в разных классах никогда не проходит по одной схеме. Да, диалоги буду иметь точки соприкосновения (рассказ-то один и тот же), но в целом каждый из них будет иметь свою траекторию. И после каждых таких "разношерстных" диалогов открываешь новые горизонты, появляются новые возможности работы с текстом. Следующий момент, который рассматривает автор книги, - мнение читателя. Как часто, беседуя с классом, мы отмахиваемся от "детсадовских" ответов. Бывало? К сожалению, да.( Когда-то. В силу неопытности. ( Да и нас самих так когда-то учили... Говорить нужно по существу!  Чамберс утверждает, что "любая мысль достойна высказывания". "Неопытный" читатель должен быть уверен, что именно его мнение достойно внимания, что его очевидное утверждение не будет превратно истолковано. Многим, наверное, работающим с текстом, знаком страх: "Боже! Я затрудняюсь дать ответ на этот вопрос!" Необходимо приучить детей к тому, что учитель не единственный носитель истины в классе, что бывают вопросы..., на которые ещё человечество не дало ответы, что иногда вопрос просто должен остаться открытым.  
Весьма интересным мне показался личный дневник Лиз Тэнсли, учителя подготовительных классов. Она долгое время работала по методу "Расскажи" и вела дневник, куда записывала классные разговоры. Читая их, понимаешь, как работает метод на практике, что перед тобой совсем другая система работы с текстом, другие отношения между учителем и учениками. )

2 комментария:

  1. Спасибо. Да и с годами на одно и тоже произведение смотришь не так

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Признательна за внимание к посту. Вы правы: влияние духовного "роста".

    ОтветитьУдалить